27-11-2018 17:51

Савенков Александр Ильич: биография и исследовательская деятельность

Савенков Александр Ильич - профессор, доктор наук в области педагогики и психологии. Выдающийся психолог посвятил жизнь созданию программ выявления и развития одаренных детей. Написал множество научных трудов и практических пособий для учителей и воспитателей.

Биография

Савенков Александр Ильич родился 25.09.1957 года в небольшой деревне Новосибирской области. Рос обычным советским мальчишкой. Увлекался спортом, ходил в обычную сельскую школу. Тем не менее, парень отличался незаурядными способностями в области гуманитарных дисциплин.

Рецензия на учебное пособие: виды, примерный текст, инструкция написания, план, основная мысль и образец рецензииВам будет интересно:Рецензия на учебное пособие: виды, примерный текст, инструкция написания, план, основная мысль и образец рецензии

После школы Александр поступил в НГПИ. В 1983 году получил диплом об окончании художественно-графического факультета НГПИ.

Новоиспеченный педагог не стал останавливаться на достигнутом и по целевой программе отправился в Москву.

В 1988 году Савенков Александр Ильич защитил кандидатскую диссертацию в Московском пединституте имени Ленина по направлению "Теория и история педагогики", получил научную степень - кандидат педагогических наук.

Книга "Соло для позвоночника", Ситель Анатолий БолеславовичВам будет интересно:Книга "Соло для позвоночника", Ситель Анатолий Болеславович

Александр Ильич Савенков - пример ученого, который занимается самообразованием и не устает развиваться на протяжении всей жизни.

Александр Савенков

В 40 лет он защитил диссертацию на тему "Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей", которую писал при поддержке и руководстве доктора пед. наук, академика РАО А. М. Матюшкина. Так в 1997 году Александр Ильич стал доктором педагогических наук.

Не смотря на столь высокое педагогическое звание, Савенков ощущал пробел знаний в области педагогической психологии. Развивая теорию одаренности и разрабатывая методику работы с одаренными детьми, ученый всерьез занялся углублением знаний по психологии детства и образования.

Это подвигло его на написание и защиту докторской диссертации, в которой были раскрыты основные моменты развития способных детей в условиях образовательной среды. Так, в 2002 году Александр Ильич Савенков получил степень доктора психологических наук.

В профессиональной сфере Александр Ильич достиг больших высот. Он является преподавателем МГППУ, завкафедрой психологии образования и директором ИППО МГПУ.

Но это не помешало ученому в 2012 году окончить магистратуру МПГУ по программе подготовки «Психология управления образованием».

"Век живи- век учись" - эта поговорка как нельзя точнее описывает жизнь Савенкова Александра Ильича.

Научно-педагогическая деятельность

Доктор наук посвятил свою жизнь изучению детской одаренности. Он разработал программы диагностики и развития одаренности. Выпустил множество научных статей и практических пособий по организации работы с детьми дошкольного возраста и учениками начальных классов. Под его руководством создана и активно внедряется в практику российских школ экспериментальная программа «Одаренный ребенок в массовой школе». Сегодня эта программа принята некоторыми школами Москвы, Екатеринбурга, Хабаровска и других городов нашей необъятной Родины.

Еще одно направление, которое активно разрабатывает Савенков Александр Ильич, - исследовательская деятельность дошкольников и учащихся начальной школы. Этой теме посвящено много научных трудов выдающегося педагога-психолога.

Савенкову принадлежит авторство уникальной программы, методики исследовательского обучения дошкольников. Савенков Александр Ильич стал инициатором организации в 2005 году конкурса исследовательских работ и творческих проектов "Я исследователь", в котором принимают участие дети от 4 до 11 лет. Сам доктор наук является бессменным председателем жюри этого Всероссийского конкурса юных исследователей.

Проектная деятельность и развитие исследовательских навыков приобрели особенную актуальность в условиях внедрения ФГОС в российских школах.

В 2016 году Александра Ильича избрали на должность члена-корреспондента РАО.

Директор ИППО

Общественная деятельность

Александр Ильич занимает активную общественную позицию.

На добровольных началах он является помощником члена Совета Федерации В.С. Косоурова.

Выдающегося ученого пригласили в Экспертный совет Комитета Совета Федерации, занимающийся вопросами науки, образования, культуры и информационной политики.

Александр Ильич также входит в экспертную группу по развитию социальной инфраструктуры детства и безопасности детской продукции.

С недавних пор Савенков занимает должность эксперта в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы РФ.

На международной научно-практической конференции

Награды

За свою просветительскую деятельность Александр Савенков был награжден Грамотой Совета Федерации РФ.

Работа с одаренными детьми

Вопросами детской одаренности Савенков занимается более 30 лет. Он разработал программу выявления наклонностей и способностей детей в раннем возрасте. Выпустил ряд рекомендаций по развитию этих способностей и практических пособий для родителей и педагогов. Александр Ильич настаивает на том, что при правильном подходе тот или иной вид одаренности можно обнаружить и раскрыть у большинства детей. Свои мысли он изложил в научных трудах, посвященных изучению феномена одаренности и развитию скрытых способностей малышей.

  • "Одаренные дети в детском саду и школе";
  • "Одаренный ребенок в массовой школе";
  • "Диагностика и развитие детской одаренности";
  • "Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников".

Как научить приобретать знания

Программа исследовательской деятельности

Большое внимание в своей научной работе уделяет развитию исследовательских способностей воспитанников дошкольных учреждений и учащихся начальных классов. В своих трудах ученый утверждает, что дети по своей природе являются исследователями. Именно поэтому учебный процесс нужно строить в опоре на исследовательскую деятельность. Обучение не должно быть проблемным, только тогда оно приведет к успеху, будет интересным для ребенка.

Методику исследовательского обучения автор подробно описывает в своих научных статьях и пособиях для родителей и педагогов. К ним относятся книги Савенкова Александра Ильича, посвященные организации и внедрения основ исследовательского обучения:

  • "Содержание и организация исследовательского обучения школьников";
  • "Психологические основы исследовательского подхода к обучению".

Книга Савенкова

Всего библиография Александра Савенкова состоит более, чем из 340 научных публикаций, раскрывающих проблемы психологии, педагогики и психодидактики.

Продукты деятельности ученого пользуются спросом не только у педагогов. Ответственные родители находят в книгах Савенкова ответы на такие важные вопросы, как научить дочь или сына читать, что делать, если малыш не хочет учиться, как помочь своему чаду овладеть знаниями" и другие.



Источник