«Лишний человек» - одна из ведущих тем литературы XIX века. К этой теме обращались многие русские писатели, но наиболее часто к ней обращался Тургенев. Отправной точкой этого выражения стал «Дневник лишнего человека».
О повести
Работу над повестью Тургенев закончил еще в Париже в 1850 году. «Дневник» и начинает в творчестве писателя тему «лишнего человека». Автор обращался к ней и раньше, но если предыдущие произведения были проникнуты иронией и полемикой, то основой «Дневника» является более объективный и глубокий психологический анализ. Писателя особо занимает проблема основательного изображения характера, в этом и кроется тургеневский психологизм, но уже на реалистичной основе, а не романтической.
Вам будет интересно:Гюстав Флобер, "Саламбо" (исторический роман): краткое содержание, отзывы
Сам автор считал «Дневник» удавшимся произведением. В этой повести Тургенев не дает объяснения такому типу людей, не раскрывает глубоко идеологические и общественные связи и отношения. Но здесь уже обозначены симптомы, однако неясны пока причины и методы лечения. Автор «Дневника» Чулкатурин наделен чертами "лишнего человека", но у него еще нет того интеллектуального и нравственного превосходства над окружающими, которое отметит позднее в других своих произведениях и Тургенев, и другие представители литературы 19 века.
Вам будет интересно:Пьеса Джона Бойнтона Пристли "Опасный поворот": краткое содержание, главные герои, сюжет, экранизация
Краткий обзор
«Дневник» - пока лишь набросок, дающий характеристику «лишнего человека». Композиция произведения соответствует образу думающего человека. Но сам тургеневский герой поставлен в жалкое и смешное положение, что снижает трагизм его судьбы. Это произошло из-за того, что в повести тема «маленьких людей» сливается с темой «лишнего человека». Это необязательно маленький человек, в последующих произведениях автор отчетливо покажет, как богатый внутренний мир «лишнего человека» возвышается над поверхностной образованностью и аристократическим лоском.
Вам будет интересно:Научно-фантастический роман Жюля Верна (в соавторстве с Андре Лори) "Пятьсот миллионов бегумы": краткое содержание, персонажи
Создавая образ главного героя «Дневника лишнего человека», Тургенев выступает как мастер-реалист. Раскрывая жизнь «избранных», не забывает о пошлых, самодовольных и злобствующих представителях дворянского общества. Лирический тон прозы Тургенева постепенно сменяется обличительными нотами, что соответствует облику персонажа.
Автор устами героя иронично описывает общество города: «скроенный, словно из залежалого материала», «желтенькое и язвительное существо». К таким собирательным характеристикам Тургенев будет прибегать и позже. То раскрывая их типы, то ограничиваясь скупыми набросками, автор будет создавать бытовой фон, на котором и происходит нравственная драма его героев. Для полного раскрытия образа Тургенев в «Дневнике лишнего человека» представляет героя через его исповедь.
Наедине с собой
Краткое содержание «Дневника лишнего человека» начнем с того, как доктор поведал своему пациенту Чулкатурину о его скорой смерти. Узнав, что ему осталось жить недели две, он начинает вести дневник. Первую запись в нем он сделал 20 марта. Поведать свои невеселые мысли некому, и Чулкатурин пытается понять, как и для чего прожиты его тридцать лет.
Родители его были богатыми людьми. Отец быстро все спустил, играя в карты. От былого состояния осталась небольшая деревенька Овечьи Воды, где он сейчас и умирал от чахотки. Мать была гордая женщина и переносила семейные несчастья смиренно, но был в этом какой-то упрек окружающим. Мальчик ее побаивался и был привязан больше к отцу. Светлых воспоминаний о детстве почти не было.
После смерти отца Чулкатурин переехал в Москву. Университет, немногочисленные знакомые, служба мелкого чинуши – ничего особенного, жизнь совершенно лишнего человека. Это слово очень ему нравится, потому что только оно передает точно смысл его существования, и он пишет его в свой предсмертный дневник.
Первая любовь
«Дневник лишнего человека» Тургенев продолжает рассказом о том, как в минуты отчаяния вспомнил Чулкатурин небольшой городок, где посчастливилось ему провести несколько месяцев. Познакомился он там с важным чиновником уезда Ожогиным. У него были жена и дочь Лиза, очень живая и симпатичная особа. В нее-то и влюбился молодой человек, чувствующий себя неловко в присутствии дам. Но отныне Чулкатурин расцвел душой.
Лиза принимала общество Чулкатурина, но особых чувств к нему не испытывала. Однажды они вдвоем отправились за город, наслаждались тихим вечером и красивым закатом. Красота окружающего и близость влюбленного в нее человека пробудили в Лизе трогательные чувства, и девушка расплакалась. Чулкатурин отнес эти перемены на свой счет. Вскоре у Ожогиных в гостях появился молодой князь Н., приехавший из Петербурга. В душе Чулкатурина сразу зародилось неприязненное чувство к столичному офицеру.
Соперник
Неприязнь Чулкатурина переросла в тревогу и отчаяние. Как-то раз, разглядывая в доме Ожогиных свое лицо в зеркале, Чулкатурин увидел, как в комнату вошла Лиза и, увидев его, тут же тихонько выскользнула из комнаты, избегая встречи с ним. На следующий день он опять пришел в их дом, когда все обитатели дома Ожогиных собрались в гостиной. Узнав, что князь весь вчерашний вечер был у них, молодой человек принял оскорбленный вид и надул губы, чтобы наказать Лизоньку немилостью.
Тут в гостиную вошел князь, Лиза раскраснелась при виде его, и Чулкатурину стало понятно, что девушка влюблена в князя. По напряженной улыбке, по надменной молчаливости и бессильной злости князь сообразил, что перед ним отвергнутый соперник. Окружающим все стало понятно, и к Чулкатурину относились как к больному. А он же все больше становился напряженным и неестественным.
Лишний человек
Продолжаем пересказ «Дневника лишнего человека» Тургенева. Между тем уездный давал бал. Князь был в центре внимания, на Чулкатурина никто не обращал внимания. От унижения он взорвался и обозвал князя выскочкой. В той самой роще, где он прогуливался с Лизонькой, состоялась их дуэль.
Чулкатурин ранил князя сразу же, а тот, окончательно унизив соперника, выстрелил в воздух. Дом Ожогиных отныне закрылся для него. На князя смотрели как на жениха, но он вскоре уехал, так и не сделав девушке предложения.
Чулкатурин стал невольным свидетелем разговора, когда Лиза рассказывала Безменкову о своих чувствах к князю. И неважно, что он так быстро уехал. Она счастлива, что любима и любит, а Чулкатурин ей противен. Вскоре Лиза вышла замуж за Безменкова. «Ну, не лишний ли я человек?» - восклицает автор дневника.
На этой печальной ноте герой произведения «Дневник лишнего человека» завершает свою исповедь.
Человек контрастов
Чулкатурин – человек контрастов: без имени, но с ироничной фамилией; он молод, но неизлечимо болен. Начинает писать дневник 20 марта, когда в природе возобновляется жизнь, а его - подходит к концу. Между строк виден глубокий подтекст, показывающий, что в жизни этого человека все противоречит душевным устремлениям. И герой пытается постичь себя, осознать сущность своего бытия - он начинает вести дневник.
В итоге он приходит к выводу, что всегда и во всем был лишним. Пытаясь осознать свою жизнь, он вспоминает свою любовь, которая, как всегда в прозе Тургенева, оказывается трагичной. Долгое время, надеясь на взаимность, Чулкатурин вдруг понимает, что он вызывает в Лизоньке только антипатию. Глубокое разочарование привело его к моральному и физическому опустошению, к осознанию своей ненужности. И единственный выход - это смерть. Вскоре его жизнь оборвалась.
Вывод
В литературе 19 века часто поднималась тема «лишних людей» и стала одним из наболевших вопросов. К появлению такого определения писателей привела история. Исторические события тех лет сыграли определенную роль в формировании личностей, которые страдают от своей ненужности и неприкаянности, увядают в самом начале жизненного пути и в отчаянии задают себе вопрос: «Для чего я жил?»
Человек, называемый «лишним», не идет по проторенной дорожке светских людей. Это тип человека с трагической судьбой. Именно такого «лишнего» героя и вывел на страницы своей повести И. С. Тургенев. Тема «лишнего человека» актуальна и сейчас, поэтому многие читатели обращаются все чаще к книгам известных писателей, великих мастеров слова.