27-11-2018 22:51

Как разбирать стихотворения

Умение разбирать стихотворение может понадобиться как в школе, так и в высшем учебном заведении. Чтобы правильно осуществить анализ, вам необходим план разбора стихотворения, с точки зрения его фонического, звукового построения - метрики, ритмики, рифмы, строфики и прочим характеристикам. Как разбирать стихотворения

Как писать книги для детей в 2018 годуВам будет интересно:Как писать книги для детей в 2018 году

Вопрос «помогите найти книгу » - 1 ответ

Инструкция

Внимательно прочитайте стихотворение.

Определите, к какой системе относится стихотворение: тонической, силлабической, силлабо-тонической. Если есть два ритмообразующих фактора - слог и ударение, закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными – это силлабо-тоническая система. Если происходит чередование равносложных строк, причем, количественное соотношение слогов является ритмообразующим фактором, а остальные факторы (долгота слогов, их ударность) не принимаются во внимание – это силлабическая система. Если же число ударных слогов в стихотворной строке регулируется, а число безударных слогов более или менее свободно – вы имеете дело с тонической (акцентной) системой стихосложения. Остановимся на силлабо-тонической системе стихосложения, так как в ней написано большее количество стихотворений в русской литературе.

Определите размер. В силлабо-тонической системе используются пять размеров: ямб – двусложный размер, включающий в себя короткий (безударный) и долгий (ударный) слоги. Хорей - двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий слоги. Дактиль – трехсложный размер, состоящий из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Амфибрахий - стихотворный размер, образуемый трёхсложными стопами с ударением на втором слоге. Анапест - трёхсложный стихотворный размер, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога. В зависимости от количества стоп можно сказать, каким именно сложным размером организовано стихотворение.

Если строки по длине не одинаковые, не забудьте указать, что происходит усечение (наращивание) строки. Если первая и третья строка длиннее второй и четвёртой, то происходит усечение безударного слога. Если первая и третья строки короче второй и четвёртой – наращивание.

Если первая и третья строка стихотворения оканчивается на ударный слог (мужская клаузула), а вторая и четвёртая на безударный (женская клаузула), запишите, что происходит чередование мужских и женский клаузул. И наоборот.

Определите, с какой рифмовкой строфа четверостишья: смежная (аавв), перекрёстная (авав), охватная (авва).

Совет 2: Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

«Незнакомка» - самое, пожалуй, известное лирическое стихотворение одного из величайших поэтов русского серебряного века – Александра Блока. Это произведение включено и в школьную программу по литературе. Анализ стихотворения А.Блока

Период работы над стихотворением



«Незнакомка» была написана в непростой для поэта период – когда сам он переживал тяжелую личную драму. Его возлюбленная, Любовь Менделеева, ушла от него к его другу и собрату по поэтическому цеху Андрею Белому. Блок тяжело переживал эту измену и расставание, возможно, отчасти поэтому стихотворение пронизано такой лирической грустью.

По мнению многих исследователей, поэт передает атмосферу петербургских окраин, кроме того, здесь можно найти и его впечатления от поездок на дачу, где поэт не раз бывал в этот период, унылых сельских развлечений и местных обывателей.



Сюжет


Итак, место действия – некий ресторан, в котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города. Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди, но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.

И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь, что заставляет ее приходить сюда. Эта женщина, закутанная в шелка и источающая аромат духов, очевидно не принадлежит этому серому миру, она чужая в нем.

Незнакомка проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.



Показательно, что лирический герой вовсе не стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя, узнать, что привело ее сюда. Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол, окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него именно как символ, как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном мраке существует свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл и наполняющего жизнь содержанием.

Литературоведческий анализ



Стихотворение написано пятистопным ямбом с классическим перекрестным чередованием мужской и женской рифмы.
Все произведение можно условно разделить на две части: в первой царит атмосфера безысходности, вторую освещает своим присутствием таинственная Незнакомка. При этом антитеза образов постоянно подчеркивается лексикой и фонетикой: в начале стихотворения все образы исключительно мрачны и унылы, преобладает «низкая» лексика («лакеи», «пьяницы», «торчат» и т.п.), во второй же части – исключительно «высокая», подчеркивающая «волшебность» и недосягаемость образа.

Источник